В то время как
многие менеджеры мечтают уехать за границу, некоторые, будучи востребованы на
западном рынке труда, напротив, возвращаются в Россию. О том, чем их привлекает
российский рынок труда, чем американские и европейские компании отличаются от наших,
а также какие тенденции в скором времени могут прийти с Запада, рассказала Яна
Каплан, СЕО компании Upladder (проект Fast Lane Ventures).
В 11 лет Яна Каплан вместе с мамой уехала в США, но в 2004 году вернулась
обратно в Россию и начала работать в компании Temenos, сначала в
российском, а затем в лондонском и женевском офисах. В 2008 году приняла
предложение компании Experian Decision Analytics. В 2011 году перешла на работу в Fast Lane
Ventures, где возглавила новый проект Upladder. До приезда в Россию работала в
одном из венчурных фондов в Лос-Анжелесе.
RB.ru:Почему ты вернулась в Россию?
Я.К.: Я целенаправленно искала работу именно в России - и
по личным причинам, и потому что мне здесь очень нравится. Я вижу здесь
огромное количество возможностей. И мне хотелось привезти сюда дочку, чтобы она
смогла выучить русский язык. Будучи ребенком, я очень не хотела уезжать в
Америку, но сейчас не жалею, что все так сложилось. Я всегда понимала, что не
хочу прожить там всю жизнь.
RB.ru:Почему?
Я.К.: Мне не нравится, как там живут люди. Они работаю на
износ, чтобы каждый месяц оплачивать счета и проценты по кредитам. Все живут за
пределами своего бюджета, погружают себя в эти долги, потому что аппетиты очень
велики. Я решила, что я так жить не хочу.
RB.ru: Но ведь можно было жить по своей программе?
Я.К.: Наверное, можно, и я там жила неплохо. Но каждый
человек сам выбирает свое место. Здесь пробки, пыль, но здесь все родное. В
Америке все намного удобнее и красивее, но мне там некомфортно. Там отношения между
людьми очень поверхностные, в них много фальши. Хотя американцы - очень
дружелюбный народ.
RB.ru: Если сравнивать отношения между работником и
работодателем в России и на Западе, заметны отличия?
Я.К.: Конечно, они есть. На Западе существуют очень четкие
политики и процедуры, и их строго соблюдают. В России четких правил нет. Когда
я работала в Женеве, то замечала, что швейцарцы - мастера плести интриги. Там
все строилось на каких-то непонятных взаимоотношениях, делении на лагеря, и
твои профессиональные качества были второстепенны. Если в Женеве процедуры
почти не соблюдаются, то в Лондоне соблюдаются, но не так формально, как в
Америке. В Америке многие вещи надо делать в письменной форме, а в России люди
к этому не расположены, им проще вместе пойти попить кофе и покурить, что-то
рассказать друг другу в неформальной обстановке. Для меня это было своего рода
открытие. На Западе, например, не принято обсуждать начальство, а здесь это
сплошь и рядом. Это тоже было удивительно.
RB.ru: Не мешал ли западный бэкграунд устраиваться на
работу в России?
Я.К.: Мешал. Я приехала из Америки вся такая нестандартная
и уникальная, и оказалось, что многие вещи, которые я умела и привыкла делать,
здесь были неприменимы. У меня доминировал опыт в области продаж и развития
бизнеса, но не было налаженных связей и знакомств в России. Я работала в сфере
финансов, и оказалось, что российская финансовая индустрия очень замкнута, и
доминируют в ней мужчины. В Америке на меня всегда смотрели в первую очередь
как на профессионала, здесь же на меня в первую очередь смотрели как на
женщину. Это просто убивало.
RB.ru: Хорошо, давай поговорим о тенденциях. Какие
тенденции существуют на западном кадровом рынке, и какие из них могут со
временем дойти до России?
Я.К.: Если говорить об Америке, то там сейчас в стартапы
привлекают людей из таких состоявшихся компаний как, например, Facebook.
В России есть такие компании как Яндекс, Mail.ru, но есть и тенденция,
что люди подолгу сидят на одном месте, чуть ли не до пенсии. Я считаю, что
каждые 1,5-2 года надо делать новый карьерный шаг, или внутри компании, или за
ее пределами. Возможно, бухгалтеру имеет смысл работать на одной и той же
должности 5 лет, но специалист по развитию бизнеса, маркетолог, айтишник должен
двигаться вперед. В Америке люди в этом плане гораздо более мобильны, чаще
меняют работу, переезжают, им зачастую важна не столько зарплата, сколько
вдохновляющая идея, ради которой они готовы идти на жертвы. В России люди более
озабочены размером зарплаты и соцпакетом. В Америке естественной составляющей
соцпакета являются опционы, а в России это пока редкость, людям это непонятно и
непривычно.
На Западе сейчас первое место, куда идут люди в поисках работы, это социальные
сети. Я верю в теорию шести рукопожатий, сама брала на работу людей, которых
мне рекомендовали через социальные сети. Направление социального рекрутмента на
Западе очень оживилось, очень много бизнес-моделей построено на этом. Люди
будут не только приятно проводить время в социальных сетях, но еще и пользу из
этого извлекать. Еще в США сейчас развивается направление продажи услуг через интернет. Например, Upladder сейчас предоставляет
услугу по написанию резюме на русском или английском языке. В Америке услуга по
составлению резюме стоит $1 тыс., но здесь никто не будет платить за это 30
тыс. рублей, поэтому сейчас эта услуга предоставляется нами за номинальную
плату. И мы собираемся сделать такой международный стандарт, чтобы у всех
соискателей было резюме в едином формате, а то сейчас они очень сильно
разнятся. RB.ru: Российские резюме отличаются от западных?
Я.К.: Да, например, на Западе не принято указывать год
рождения и семейное положение. В России это указывают всегда. На Западе не
принято писать, где ты живешь, только номер телефона. Там никогда не
прикладывают фото к резюме, а в России каждое 3-4 резюме украшает портрет
кандидата. В России в резюме пишут про хобби, но при этом не пишут о том, чего
достигли в работе. А еще мне рассказывали, что в Бразилии вообще принято в
резюме указывать, какой из традиционных танцев ты умеешь танцевать, и в каждой
компании есть чуть ли не свой танцевальный кружок.
Так вот мы хотим сделать стандарт резюме, в котором будет больше
профессионального. Ведь по резюме очень многое можно узнать о человеке,
насколько он организован, грамотен, умеет выражать свои мысли. Резюме - это
лицо кандидата. И грамотно написанное резюме не только отвечает на половину
вопросов, которые возникают у работодателя, но и помогает кандидату выделиться
на общем фоне.
RB.ru: Зачем нужен Upladder, когда существует уже
достаточно много сайтов для поиска работы?
Я.К.: Сегмент социального рекрутмента растет и будет
расти. Мы уверены, что эта модель будет работать в России, потому что она
работает на других рынках. Мы предлагаем вакансии с зарплатой только от 100
тыс. рублей, и это только актуальные вакансии. У нас на сайте не
надо заполнять форму, можно просто загрузить файл с резюме, и форма будет
заполнена автоматически. Если у вас нет под рукой файла, но есть профиль на LinkedIn
или Facebook, можно загрузить его, и он превратится в резюме. Каждый новый
пользователь проходит ручную модерацию, его резюме рассматривается
специалистом, который определяет, может ли этот кандидат претендовать на
вакансии с зарплатой 100 тыс. рублей. Мы не будем фокусироваться только на
России, хотя она большая. В августе мы выходим на Украину, Белоруссию и
Казахстан, поздней осенью планируем выйти на Прибалтику и Грузию, а в следующем
году - на Европу. Уже сейчас у нас вакансии публикуют 250 работодателей - от
Газпрома до национальной футбольной команды Украины. Несмотря на сезон
отпусков, ежедневно у нас регистрируют свои резюме 50-100 кандидатов, только за
первый месяц набралось уже 2 тыс. человек.
RB.ru: А если сформулировать суть проекта в одном
предложении?
Я.К.: Вакансия от 100 тыс. рублей за 2 минуты.
Источник: rb.ru
|