Мир инвестиций

Лента новостей
Необходимо отчитаться о движении средств на иностранных электронных кошельках
Девальвация рубля неизбежна ?
Трейдер Джим Чанос сыграет на понижение по акциям Tesla
Выручка России от продажи золота превысила газовые доходы.
Деноминация рубля. А оно нам надо?
ТОП-5
ФСФР планирует регулировать форекс.
Мой маленький бизнес.
Старые открытки
Инвестиционные монеты
Хетти Грин - самый странный инвестор.

Мы в ТОП 100

Уникальный контент: рерайт, копирайт, переводы — Адвего

LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов

Открыть реальный счет

Мой Дзен

Главная » Статьи » Живопись » живопись

Коллекция живописи Архимандрита Алипия

  Архимандрит Алипий Проходя по залам музея, мы очень часто даже не подозреваем, каким трудным путем попала сюда та или иная картина – была ли она куплена музеем или пожертвована щедрым меценатом. В мае 1975 года в залах Русского музея открылась выставка «Русская живопись и графика XVIII-XX веков из собрания И.М.Воронова». Немногие знали, что Иван Михайлович Воронов, подаривший часть своего замечательного собрания Русскому музею и архимандрит Алипий – это одно лицо.

    Архимандрит Алипий, художник по образованию, всю свою жизни был еще и страстным собирателем живописи, произведений искусства. Сейчас, спустя десятилетия, мы можем смело назвать отца Алипия «Печорским Третьяковым» не только за его собрание произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, но и за щедрый дар музеям России.

     Савелия Ямщиков вспоминает: «Будучи художником не только по образованию, но и по духовному призванию, архимандрит Алипий боготворил все, связанное с изобразительным искусством. Зная эту его страсть, люди везли в Печерский монастырь иконы, картины, скульптуру, редкие образцы мебели, предметы декоративно-прикладного искусства. Кто-то передавал художественные ценности в дар, некоторые старались на этом поживиться, иногда даже подсовывая наместнику фальшивые вещи. Мне пришлось принимать посильное участие в экспертизе многих произведений, поступающих в коллекцию Алипия, привлекая для этой сложной процедуры своих коллег-реставраторов.

     За годы служения в Псково-Печерском монастыре у отца Алипия образовалось довольно-таки приличное собрание картин русских и западноевропейских художников. Псковский владыка митрополит Иоанн сказал как-то мне: “У Алипия страсть к живописи похожа на влечение алкоголика к водке. Боюсь, что он свихнется на своем собирательстве”» (Ямщиков С. Все остается людям. // Слово. 1992. № 1-6).

     О.С.Савицкая пишет в своей работе об отце Алипии:
     «В известной степени коллекция отца Алипия носит характер случайный, несистематизированный, что редко встретить у истинных коллекционеров. Хорошая коллекция обычно складывается у человека имеющего вкус, понимание, чувство предметов, наконец, любовь к ним, граничащую со страстью. Но с такой одержимостью можно относиться к чему-то определенному. В коллекции архимандрита Алипия не было какой-либо системы, но это не от всеядности или неразумения – в этом была особенность его собрания. О его призвании художника знали многие – ведь им самим были расписаны стены монастырских зданий, знали и о естественном для художника пристрастии к старому искусству. Именно поэтому так часто люди приносили в монастырь иконы и картины, мелкую пластику и старинную церковную утварь, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Что-то дарили, но большинство произведений отец Алипий приобретал для своего собрания, порой из чувства благодарности. Не все произведения были одинаково высокого уровня, но были искренним вкладом и поэтому бережно сохраняемы. Характер коллекции отражал не только вкусы, пристрастия владельца, но и в большой степени она была связана с главным делом жизни отца Алипия – служением Церкви. Церковная утварь, иконы, картины на религиозные сюжеты, старинные книги составляли большую и особо почитаемую ее часть. Отец Алипий не скрывал своей коллекции от людских глаз, охотно показывал художникам, искусствоведам и был благодарен за совет, консультацию. В течение десяти лет Савелий Ямщиков был не просто знаком с наместником Псково-Печерского монастыря, но и трудился в монастыре как реставратор, исследователь» (Савицкая О.С. Коллекция наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия // Православие и культура: Материалы научно-практической конференции. СПб, 1997).

     Савелий Ямщиков составил одно из первых описаний коллекции архимандрита Алипия, он выступал экспертом многих произведений искусства из коллекции наместника монастыря. Обратимся к рассказу С.Ямщикова.

     «Среди русских портретов, собранных Алипием, наиболее ранний по времени создания (первая четверть XVIII века) – портрет стольника Никиты Федоровича Волконского. Несмотря на некоторые поновления авторской живописи, портрет представляет несомненный историко-художественный интерес. Волконский – предок Льва Толстого по материнской линии – написан художником одаренным, хорошо владевшим трудным ремеслом портретиста.

     На оборотной стороне портрета фельдмаршала П.С.Салтыкова сохранилась подлинная надпись автора: “1762 года мая 20 числа малевал Иван Локтев”. Живописец И.Локтев, по имеющимся архивным данным, прошел курс обучения у знаменитого Рокотова. До сих пор нам была известна лишь одна подписная работа единственного рокотовского ученика. Вот почему портрет – ценная находка для истории портретной живописи России XVIII столетия.

     Почти миниатюрный по размерам портрет неизвестной женщины с голубым бантом на груди подписан монограммой “АТ”. На обороте холста дана поздняя расшифровка монограммы: “А.Тыранов, ученик Венецианова”. Качество подлинного произведения искусства часто не зависит от громкого имени, которым оно подписано. Специалисты, видимо, еще долго будут изучать монограмму “АТ”, но уже сейчас ясно, что это инициалы замечательного художника, создавшего глубоко психологический образ, полный внутренней одухотворенности, женственности и добра.

     Четыре больших полотна И.Айвазовского из собрания Алипия, созданные на разных этапах творчества крупного русского мариниста, не имеют себя прямых аналогий в художественном наследии прославленного живописца.

     Самое большое место в печерской коллекции Поленов. Мечтызанимают работы В.Поленова. Наряду с живописными эскизами библейской серии Русский музей приобрел и две законченные картины – “Мечты” и “Вернулся в Галилею в силе духа”. Поленов никогда не повторялся в своем творчестве, и каждый новый вариант одного и того же сюжета отличается глубоким своеобразием и новой трактовкой библейских тем.

     И.Шишкин, А.Дубовской, И.Крамской, В.Васнецов, М.Нестеров, М.Добужинский, И.Горюшкин-Сорокопудов, П.Петровичев – вот только некоторые из имен художников. Картины этих мастеров, даже если некоторые из них и не относятся к разряду первоклассных, найдут свое место в истории русского искусства» (Ямщиков С. Все остается людям. Слово. 1992. № 1-6).

     Рассказ о коллекции архимандрита Алипия продолжает искусствовед О.Савицкая. «Картина И.С.Горюшкина-Сорокопудова “Приезд боярина в монастырь” обогащает наше представление о творческой биографии этого художника. Поиски национального стиля в живописи, глубокое проникновение в поэтику жизненного уклада русского народа в допетровской Руси позволили ему выработать свой тип историко-бытовой картины, в которой важная роль отводилась пейзажу, особенно зимнему. “Приезд боярина в монастырь” – характерный пример подобных произведений мастера. Высокие художественные качества картины позволяют предположить, что она является одной из двух упоминавшихся некогда, но неизвестных картин И.С.Горюшкина-Сорокопудова “Княже встречают” или “На богомолье в обитель”.

     Большой интерес представляет конкурсная работа М.П.Верещагина “Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни”, так как именно за нее он получил в 1870 году Малую золотую медаль. Творчество М.П.Верещагина мало изучено, сохранилось всего несколько его работ, предельно скупы биографические сведения, и, естественно, что появление подобного произведения, имеющего такую интересную историю, вызвало интерес со стороны исследователей к творчеству художника.

     Выяснилось, что небольшая жанровая картинка В.А.Бондаренко “В мастерской” оказалась работой, входящей в серию “Мастерские Валаамского монастыря”, над которой художник работал в 1890-е годы» (Савицкая О.С. Коллекция наместника Псково-Печерского монастыря отца Алипия // Знаточество, коллекционирование, меценатство. СПб, 1992).

     Западноевропейская часть коллекции архимандрита Алипия значительно скромнее русской. Но среди произведений из коллекции есть настоящие шедевры. Среди западноевропейских произведений, собранных архимандритом Алипием – картина «Спящий монах» Карла Гебхардта (1860-1917), работа фламандского художника Теодора Буйерманса (1620-1678) «Отдых на пути в Египет», пейзаж «Пристань в Бретани» работы французского художника Альфреда Гийона (Гийу). Интересно отметить, что творчество Гийона вообще не представлено в музейных собраниях России. В собрании отца Алипия находились работы антверпенского живописца Тоедора Ромбоутса (1597-1637) «Пирушка», неизвестного римского художника XVII века «Святое семейство с Карлом Борромеем и св. Кларой Ассизской», работы Андреа дель Сарто (1486-1531) и мастерской «Святое семейство», «Мадонна с голубем» и другие Подробнее см.: Савицкая О.С. Коллекция наместника Псково-Печерского монастыря отца Алипия // Знаточество, коллекционирование, меценатство. СПб, 1992.

     Искусствовед О.Савицкая пишет: «”Отдых на пути в Египет” – работа фламандского художника Теодора Буйерманса (1620-1678), последователя, а, возможно, и ученика Антониса Ван Дейка, автора многих алтарных композиций, в большинстве случаев украшающих церкви Антверпена. Картина из собрания отца Алипия – единственное произведение Теодора Буйерманса в нашей стране.

     Еще одна картина из коллекции И.М.Воронова знакомит с художником, чье творчество не представлено в музейных собраниях страны. Это небольшой пейзаж «Пристань в Бретани» работы французского художника Альфреда Гийона (Гийу). Он работал в Париже с середины 1860-х годов, участвовал во многих парижских выставках, где показывал небольшие картины, по преимуществу изображающие жизнь рыбаков Бретани» (Савицкая О.С. Коллекция наместника Псково-Печерского монастыря отца Алипия // Знаточество, коллекционирование, меценатство. СПб, 1992).

     14 марта 1973 года архимандрит Алипий передал в дар Печорскому краеведческому музею две картины из своего собрания - Н.К.Рерих «Композиция к декорации» (акварель) и Н.К.Рерих «Изборск, Городище».Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» (гуашь). (Акт (Псково-Печерский монастырь, архив, фонд архимандрита Алипия)).

     коллекция Архимандрита АлипияВ 1974 году архимандрит Алипий решил передать основную часть своей коллекции русской живописи в Русский музей Ленинграда. Савелий Ямщиков вспоминает: «Словно предчувствуя, что новый наместник станет гонителем всего прекрасного и постарается свести на нет следы его культурно-просветительской деятельности, архимандрит Алипий решил передать картины в музей. Я предложил подарить часть коллекции Псковской галерее, но наместник, зная низкий уровень здешнего руководства, наотрез отказался и остановил свой выбор на директоре Русского музея – замечательном собирателе и ученом Василии Алексеевиче Пушкареве. Долго искал я подходящего момента для организации встречи двух бывших фронтовиков, настоящих патриотов и подвижников в своем деле. Радостно было мне наблюдать, как быстро нашли они общий язык и без излишних проволочек оформили дарственную, согласно которой картины из собрания Алипия стали собственностью Русского музея. Оговорюсь, что некоторые упрекали Алипия в самовольном распоряжении монастырским имуществом. Он отвечал этим оппонентам однозначно: “Ни одна икона или другой церковный атрибут из монастыря не выйдут. Картины же после моей смерти выбросят на помойку или станут ими спекулировать”. Он словно в воду смотрел, ибо такая участь постигла большинство предметов коллекции» (Ямщиков С. Все остается людям. Слово. 1992. № 1-6).О любви архимандрита Алипия к прекрасному, широте его взглядов, замечательно сказал игумен Агафангел: «Он был человеком широкого кругозора и большого сердца. Широта его взглядов и обширность знания давали ему возможность легко устанавливать контакты с самыми широки слоями русского народа: с простецами и интеллигентами, с простыми крестьянами и известными деятелями культуры. Свою православную убежденность он сумел передать и многим мирским, светским людям, порой любившим, как и он, красоту тварного мира, но не всегда умевшим найти в ней высший смысл и гармонию вечности, гармонию Творца. Общение с о. Алипием открывало им окно Правды Божией, что всегда вызывало их признательность батюшке, а многих из них привело в церковную ограду. О нем знали и его любили не только в Церкви, но и люди светские – ученые, поэты, художники, музыканты Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Таллинна» (Надгробное слово игумена Агафангела (Догадина) // Алипий (Воронов), архимандрит. Проповеди. М, 1999).

В тему: Самая дорогая картина



Источник: http://www.voronov.com
Категория: живопись | Добавил: Serg (03.05.2009)
Просмотров: 3399 | Теги: Иван Воронов, живопись, Архимандрит Алипий, коллекция живописи, картина | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Индикаторы

Котировки от Forex4You



mirinvestizij © 2009-2016 Перепечатка оригинальных статей возможна только при наличии активной ссылки на источник